ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Должность педагог-психолога в нашей школе была введена в 1994 году.
Суть школьной психологической деятельности – сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения. А сопровождение - это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Основные направления деятельности школьного педагога-психолога:
- Школьная прикладная психодиагностика.
- Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
- Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения.
Психодиагностические данные необходимы:
- Для составления социально-психологического портрета школьника (описание его школьного статуса).
- Для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.
- Для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
В МБОУ СОШ № 13 проводятся следующие психодиагностики по параллелям:
1 классы – «Готовность детей к обучению в средней школе»,
4 классы – «Готовность подростков к обучению в среднем звене»,
5 классы – «Адаптация подростков в новых условиях обучения»,
8-9 классы – «Готовность подростков дальнейшего профиля обучения и выбора профессии»,
10 классы – «Адаптация в новых условиях обучения».
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Эти виды работы являются основным направлением в деятельности педагога-психолога с детьми и подростками.
Развивающая деятельность педагога-психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психологического самочувствия.
Содержание коррекционно-развивающей работы обеспечивает целостное влияние на личность ребенка и подростка. Работа идет со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.
В школе проводится коррекционная и развивающая работа по результатам психодиагностических данных, как в группах, так и индивидуально, а также по запросам родителей.
Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Консультирование школьников - это вид индивидуальной работы педагога-психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи:
- оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
- обучение подросткам и старшеклассникам навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использование своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Психологическое консультирование и просвещение педагогов проходит по трем основным направлениям:
- консультирование педагогов предметников и классных руководителей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
- консультирование по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных обучающихся или ученических групп;
- социально-посредническая работа педагога-психолога в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель - учитель, учитель - ученик, учитель – родитель и др.
Психологическое консультирование и просвещение родителей строится в двух направлениях:
- психологическое просвещение;
- социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей, которое проводится как по запросу родителей, так и по инициативе педагога-психолога.