Версия для слабовидящих
13
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Приемная директора : 8 (3843) 61-01-31
Учебная часть (завучи) : 8 (3843) 61-90-88
Электронная почта: trizschool-13@yandex.ru

Последние новости школы

Опрос

Нужны ли опросы на сайте?

Методическая разработка проекта «ХРАМ», 4 класс, Дубровина Е.А., Дубовик С.Т.


Аннотация

Внешние вызовы, которые заключаются в востребованности компетентностного образования человека в современном мире, диктуют необходимость перехода школы от выполнения задач  передачи прошлого опыта, знаний и формирования способов социальной адаптации подрастающего поколения, к выполнению задач компетентностного образования, то есть осуществления таких форм совместной деятельности, которые обеспечивали бы высокую социальную мобильность, личностную зрелость выпускника школы. Для осуществления этого перехода необходимы разработки специальных программ, методик компетентностного обучения, реально обеспечивающих формирование деятельностных и коммуникативных компетенций; компетенций проектирования, умения решать задачи, работать с текстом, проектировать совместную деятельность, проблематизировать, работать в группах, выбирать и определять индивидуальные образовательные траектории.

 Предлагаемый на конкурс урок основан на проектной деятельности и ориентирован на формирование проектных компетенций: определение тематического поля, целеполагание, умение планировать, работать с информацией, создавать продукт проектной деятельности.

 Достоинство данного проекта заключается в создании требуемых новыми образовательными стандартами условий для духовно- нравственного развития, формирования проектно - исследовательских компетенций.

Проект, несмотря на кажущуюся сложность темы, соответствует уровню психовозрастного развития младших школьников. Разработчик  учитывает, что особенностью данного возраста является делание ребенка попробовать себя в проектно- исследовательской деятельности, желание проявить себя, а также коммуницировать в группе. Материалы проекта позволяют формировать метапредметные компетенции.

При разработке проекта учтены необходимые требования к его оформлению.

 Данная разработка может иметь практическое значение для педагогов начальных классов и учителей, преподающих основы религиозной культуры и светской этики как в урочной, так и во внеурочной деятельности. 


 

 Курс: Основы религиозной культуры и светской этики.

Модуль: Основы православной культуры.

Тема урока: Храм.

Тип урока: урок – проект.

Форма организации урока: групповая

Цели урока: Создание проектной работы как результата изучения  темы «Храм».

Задачи урока:

1. Освоение учащимися проектного типа деятельности;

2. Формирование целостного мировоззрения учеников;

3. Активизация познавательной деятельности учащихся.

4. Создание  условий  для проявления проектных компетенций  при создании проектов на уроке,  представления результатов проектной деятельности.

Оборудование: учебник, компьютеры, выставка справочной и энциклопедической литературы, памятка работы в группе.

Примечание: подготовительная работа – выездная экскурсия «Храмы Новокузнецка». Задание после посещения храмов:

  • придумать несколько вопросов, которые вы хотели бы задать сопровождающему вас во время посещения храма семинаристу

 

Ход  урока:

  1. 1.                Организация класса на работу.
  2. 2.                Актуализация знаний.

- Мы с вами на уроках говорим о православной культуре. Вспомните, с чем мы сравниваем культуру нашего народа? (с деревом)

- Как мы назвали его? (Древо Мудрости и Красоты нашего народа или Древо Культуры).

- Что является корнями этого Древа, его основой? (Христианская православная культура).

- Сегодня мы сделаем еще один шаг к нашему чудесному дереву, узнаем очень важное о нашей православной культуре. Наша вера, которая и является основой культуры, называется: … (Православное христианство).

- Почему она так называется? (Христианство . В центре нашей веры Иисус Христос, Сын Божий. Православное - мы правильно славим Бога, правильно молимся и почитаем Его, живем по библейским правилам, которые называются заповедями.).

- Где можно молиться Богу? ( В любом месте).

- Но есть особые места, где Бог особенно близок.

- Назовите такие места в нашем городе (Спасо-Преображенский собор, храм Иоанна Воина и Михайло-Архангельский храм).

- Опишите свои впечатления и чувства от посещения храма.

- Что вас удивило?

- Что нового вы узнали?

- Возникли ли у вас какие-то вопросы, которые остались без ответов?

- Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма?

- Где бы ни расселялся русский народ, на том месте возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее, и его душа находит покой  только в  вере в Бога.  Вот почему люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.

- Попробуйте  дать свое  определение слову «храм».

- Люди стараются поехать к святыням далеко: на Афон, в Киево-Печерскую Лавру. Наверное, это хорошо и правильно. Однако не у всех теперь есть деньги, а пешком, как ходили в старину паломники, вряд ли кто ныне пойдет. Но если хочешь найти святые места, а возможности куда-то поехать нет, то стоит поискать их рядом.  И Господь откроет ищущему и покажет святые целебные источники, чудотворные иконы, святые храмы.

- Но часто все наши благие намерения сходить в храм разбиваются об один практический вопрос: Как? Как прийти в храм и не выглядеть там нелепо. Нам не хватает элементарных знаний обрядов, традиций.

- Сегодня на уроке мы будем говорить…(О  храмах).

-Какие вопросы можно рассмотреть по данной теме?

 

3. Формулирование темы и цели.

Я предлагаю вам сегодня создать детские проекты на данную тему.

- Какие названия можно дать этим проектам?

- Чего мы можем ждать от ваших проектов?

Выбор основных этапов  проекта проходит в виде «мозгового штурма»

(На доску обучающиеся вывешивают заготовленные вопросы по данной теме.)

Задание: Обсудите  в группах и выделите наиболее актуальные для вас  вопросы, которые у вас возникали во время и после экскурсии.

После обсуждения на доске:      

          1.История возникновения храмов

2.Виды храмов.

3.Храмы Новокузнецка.

4.Правила поведения в храме.

5.Внутреннее строение и убранство храма.

 

4. Самостоятельное исследование. Работа с информацией

-Чтобы более полно и быстро собрать информацию по данным разделам как мы можем организовать свою деятельность? (работать в группах)

-Информацию по вопросам, где можно получить? (в учебнике, интернете,  справочниках, энциклопедиях)

Задание для групп: (напечатано на памятке)

1) Каждому нужно выбрать источник информации, с которым будет работать по данной теме.

2)Проанализировать полученную информацию, выделить главное и рассказать об этом в группе.

3) Результат исследования оформите.

4)  Выберите понравившуюся вам форму представления информации.

(По итогам изучения литературы каждая группа готовит (по выбору): календарь, памятку, книжку-раскладушку, презентацию,  в которой отражаются интересные факты, основные выводы по проделанной работе.)

 

5. Итог урока.

 Работая с различной информацией, вы получили много новых знаний. Поведем итоги.

- Зачем люди посещают храмы?

- С какой проблемой вы столкнулись, прежде чем попасть в храм?

 

6. Домашнее задание:

- Сегодня на уроке вы изучали справочную и энциклопедическую литературу, работали с интернетом, собирали информацию по своей подтеме. На уроке вы определили, в каком виде вы представите готовый продукт. Дома вам предстоит оформить результаты своих поисков, свои выводы и подготовиться к защите на следующем уроке.

 

Информационно-образовательные ресурсы