Этот урок Елена Владимировна Севидова представила на областном этапе конкурса "Учитель года -2013"
Цель: сформировать умение выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
- научить выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи;
- научить конструировать предложения с уточнениями;
- научить употреблять предложения данной конструкции в речи.
Развивающие:
- обучение целеполаганию и планированию учебной деятельности;
- совершенствование умения работать со справочной литературой;
- развитие коммуникативных способностей;
- развитие связной речи.
Воспитательные:
- воспитание любви к родному краю через знакомство с творчеством кузбасской поэтессы.
I Мотивация и целеполагание (3 минуты)
- Добрый день, ребята.
(слайд) Соберите рассыпавшееся предложение: отмечался, 2013 года, Кемеровской области, недавно, в январе, юбилей. (Недавно, в январе 2013 года, отмечался юбилей Кемеровской области.) – записывать на доске! Выполнить пунктуационный анализ.
- Связано ли это предложение с темой предыдущего урока? Как вы думаете, достаточно ли вчерашнего урока, чтобы быть уверенными в том, что вы хорошо разобрались с обособлением уточняющих членов предложения?
- Сформулируйте тему урока, его цель.
II Повторение теоретического материала параграфа 216. (2 (5) минут)
- Чтобы закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, необходимо повторить теорию. Итак, какие члены предложения могут быть уточняющими?
Обратимся к таблице-подсказке. Техника, безусловно, облегчает нам жизнь, но иногда играет и злую шутку. В процессе подготовки произошёл сбой в сохранении информации. Найдите ошибки в приведении примеров обособления уточняющих членов предложения.
Условия обособления уточняющих членов предложения |
Примеры |
1. Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь. |
А. Она одевалась уныло, по-старушечьи. Только так, в тишине, она могла работать. |
2. Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно при помощи слов: там, оттуда, везде и др. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими. Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району. |
Б. Она была в светлой, бледно-голубой, юбке. В комнату вошла молодая, лет восемнадцати, девушка.
В. – Я жил тогда в Испании, в Барселоне. Они каждое лету отдыхают в Европе, в Австрии. Он получил квартиру на юге Москвы, в Тропарево. |
3. Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер. |
Г. Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще. На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.
|
4. Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст. |
Д. Там, в Москве, Татьяна нашла свою судьбу. Сверху, со смотровой площадки, город кажется нарисованным.
Е. Он не смог, то есть был не в состоянии, говорить о произошедшем. |
5. Любые члены предложения могут присоединяться с помощью союзов то есть, или (= то есть), иначе, именно и др., а также словами особенно, даже, в частности, в том числе и др. |
Ж. Все во дворе знали королевича Елисея, или Сашку Елисеева. |
1Г; 2 В,Д; 3А; 4Б; 5Е,Ж.
III Закрепление пунктограммы (5 мин.)
Найди «лишнее» предложение, обоснуй свой выбор (знаки препинания не расставлены!)
- В 1698 году Петр I узнал о найденных в Сибири у реки Китат серебряных рудах и дал предписание Томскому воеводе «содействовать со всяческим прилежанием и усердным радением рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии».
- В 1721 году казачий сын Михайло Волков обнаружил на берегу реки Томь «горелую гору» став первооткрывателем кузнецких углей.
- В начале XIX века заводы Демидова в том числе Колыванско-Воскресенские с прилегающими к ним недрами перешли в собственность императорской фамилии.
- Сегодня по экономическому потенциалу Кемеровская область или Кузбасс крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации.
IV Конструирование предложений с уточняющими членами (10 мин.)
- 2013 год юбилейный не только для Кузбасса, но и для моего родного города. В июле Новокузнецк будет отмечать свой трёхсотдевяностопятый юбилей. Мне бы очень хотелось, чтобы вы побольше узнали о моём городе.
Предлагаю сделать это необычным способом. Давайте создадим таблицу-подсказку об обособлении уточняющих членов. Как вы думаете, она будет востребована? Кем? Так как времени у нас немного, теоретическую часть я подготовила, а вы дополните её примерами предложений, составленных по информации, представленной на календариках.
Условия обособления уточняющих членов предложения |
Примеры |
Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь. |
|
Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно при помощи слов: там, оттуда, везде и др. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими. Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району. |
|
Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер. |
|
Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст. |
|
Любые члены предложения могут присоединяться с помощью союзов то есть, или (= то есть), иначе, именно и др., а также словами особенно, даже, в частности, в том числе и др. |
|
V Проверочная работа (5 мин.)
- Недавно вместе со своими учениками я познакомилась с творчеством кузбасской поэтессы Зои Ивановны Сосниной. Она родилась в Киргизии, но с 60-х годов жительница нашей области. Долгое время Зоя Ивановна работала учителем физики и математики, а сегодня она признанный поэт, член Союза писателей России. Предлагаю и вам окунуться в мир её поэзии. Но вы будете не только читать отрывки из стихотворений поэтессы, но и проверять, насколько усвоена вами тема «Обособление уточняющих членов предложения». Перед вами 10 стихотворных фрагментов, в которых не расставлены знаки препинания. Укажите номера тех, в которых, по- вашему, употреблены уточняющие члены.
1. Услышат ли потомки наши
Тебя певца земли родной?
(«Соловей и прогресс»)
2. Влетает жигулёнок прямо в осень
По новенькой с иголочки дороге
По коридору меж берёз и сосен.
(«Осень гениев»)
3. В другом краю далёком сердцу милом
Я помню речку.
(«Отрадно мне, покинув душный город…»)
4. Друг во взлёте моём для себя разглядел
Униженье беду и несчастье.
(«Кто сказал, что друзья познаются в беде?..»
- Я рано просыпаюсь на заре
Рассвет встречать влюблёнными глазами.
(«Пишется!»)
- Ещё в сражении с зимою
Неся с собой любовь мечту
Лиловой кандыка стрелою
Весна рванулась в высоту.
(«Ещё студёными ночами…»)
- А внизу меж таёжных завалов
У подножья осин и берёз
Племя юное путь пробивает
Под капель материнскую слёз.
(«Отбушуют метели и вьюги…»
- Мальчик, спокойный и умный
Тихий отличник больной
В школе начальной не шумной
В детстве учился со мной.
(«Ненаписанная книга»)
- Маленький автобус на изломе дня
Дребезжа на кочках повезёт меня
Мимо шпилей ёлок и шатров осин.
(«Грибы»)
- Вдали от всех на косогоре
Поставил человек избу.
(«Диоген»)
Самопроверка!
2, 3, 5, 7, 10
5 правильных ответов – 5
4 – 4
3 – 3
Менее трёх – нужно разбираться!
VI Рефлексия
- Как вы считаете, сможете ли после сегодняшнего урока рассказать о Кузбассе, или любом городе Кемеровской области, используя предложения с обособленными уточняющими членами?
VII Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру о Кузбассе или любом его городе. Используйте в своём сочинении предложения с уточняющими членами!
Рабочий лист
учени__ 8 класса _ ________________________________________________
_______________________________________________________________
Соберите рассыпавшееся предложение: отмечался, 2013 года, Кемеровской области, недавно, в январе, юбилей.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Найди «лишнее» предложение, обоснуй свой выбор (знаки препинания не расставлены!)
- В 1698 году Петр I узнал о найденных в Сибири у реки Китат серебряных рудах и дал предписание Томскому воеводе «содействовать со всяческим прилежанием и усердным радением рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии».
- В 1721 году казачий сын Михайло Волков обнаружил на берегу реки Томь «горелую гору» став первооткрывателем кузнецких углей.
- В начале XIX века заводы Демидова в том числе Колыванско-Воскресенские с прилегающими к ним недрами перешли в собственность императорской фамилии.
- Сегодня по экономическому потенциалу Кемеровская область или Кузбасс крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации.
Проверочная работа (по фрагментам стихотворений З.И. Сосниной)
Укажите номера тех предложений, в которых, по-вашему, употреблены уточняющие члены. Имейте в виду, что знаки препинания не расставлены!
Услышат ли потомки наши Тебя певца земли родной? («Соловей и прогресс»)
|
|
Влетает жигулёнок прямо в осень По новенькой с иголочки дороге По коридору меж берёз и сосен. («Осень гениев»)
|
|
В другом краю далёком сердцу милом Я помню речку. («Отрадно мне, покинув душный город…»)
|
|
Друг во взлёте моём для себя разглядел Униженье беду и несчастье. («Кто сказал, что друзья познаются в беде?..»)
|
|
Я рано просыпаюсь на заре Рассвет встречать влюблёнными глазами. («Пишется!»)
|
|
Ещё в сражении с зимою Неся с собой любовь мечту Лиловой кандыка стрелою Весна рванулась в высоту. («Ещё студёными ночами…»)
|
|
А внизу меж таёжных завалов У подножья осин и берёз Племя юное путь пробивает Под капель материнскую слёз. («Отбушуют метели и вьюги…»)
|
|
Мальчик спокойный и умный Тихий отличник больной В школе начальной не шумной В детстве учился со мной. («Ненаписанная книга»)
|
|
Маленький автобус на изломе дня Дребезжа на кочках повезёт меня Мимо шпилей ёлок и шатров осин. («Грибы»)
|
|
Вдали от всех на косогоре Поставил человек избу. («Диоген»)
|
строка ответов
Дополните таблицу – подсказку примерами предложений, составленных по информации о Новокузнецке, представленной на календариках (слайде). Можно обмениваться календарями!
Условия обособления уточняющих членов предложения |
Примеры |
Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь.
|
|
Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно при помощи слов: там, оттуда, везде и др. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими. Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району. |
|
Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер. |
|
Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст. |
|
Любые члены предложения могут присоединяться с помощью союзов то есть, или (= то есть), иначе, именно и др., а также словами особенно, даже, в частности, в том числе и др. |
|