Версия для слабовидящих
13
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Приемная директора : 8 (3843) 61-01-31
Учебная часть (завучи) : 8 (3843) 61-90-88
Электронная почта: trizschool-13@yandex.ru

Последние новости школы

Опрос

Спецкурс по какому предмету Вам будет интересен?

Знаки препинания при уточняющих членах предложения. 8 класс. Севидова Е.В.


Этот урок Елена Владимировна Севидова представила на областном этапе конкурса "Учитель года -2013"

Цель:
сформировать умение выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • научить выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи;
  • научить конструировать предложения с уточнениями;
  • научить употреблять предложения данной конструкции в речи.

Развивающие:

  • обучение целеполаганию и планированию учебной деятельности;
  • совершенствование умения работать со справочной литературой;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие связной речи.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному краю через знакомство с творчеством кузбасской поэтессы.

I Мотивация и целеполагание (3 минуты)

- Добрый день, ребята.

(слайд) Соберите рассыпавшееся предложение: отмечался, 2013 года, Кемеровской области, недавно, в январе, юбилей. (Недавно, в январе 2013 года, отмечался юбилей Кемеровской области.) – записывать на доске! Выполнить пунктуационный анализ.

- Связано ли это предложение с темой предыдущего урока? Как вы думаете, достаточно ли вчерашнего урока, чтобы быть уверенными в том, что вы хорошо разобрались с обособлением уточняющих членов предложения?

- Сформулируйте тему урока, его цель.

 

II Повторение теоретического материала параграфа 216. (2 (5) минут)

- Чтобы закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения, необходимо повторить теорию. Итак, какие члены предложения могут быть уточняющими?

Обратимся к таблице-подсказке. Техника, безусловно, облегчает нам жизнь, но иногда играет и злую шутку. В процессе подготовки произошёл сбой в сохранении информации. Найдите ошибки в приведении примеров обособления уточняющих членов предложения.

Условия обособления

 уточняющих членов предложения

Примеры

1. Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь.

А. Она одевалась уныло, по-старушечьи. Только так, в тишине, она могла работать.

2. Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно при помощи слов: там, оттуда, везде и др. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими.

 Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району.

Б. Она была в светлой, бледно-голубой, юбке. В комнату вошла молодая,

лет восемнадцати, девушка.

 

В. – Я жил тогда в Испании, в Барселоне.

Они каждое лету отдыхают в Европе, в Австрии. Он получил квартиру на юге Москвы, в Тропарево.

3. Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер.

Г. Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще. На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.

 

4. Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст.

Д. Там, в Москве, Татьяна нашла свою судьбу. Сверху, со смотровой площадки, город кажется нарисованным.

 

Е. Он не смог, то есть был не в состоянии, говорить о произошедшем.

5. Любые члены предложения могут присоединяться с помощью союзов то есть, или (= то есть), иначе, именно и др., а также словами особенно, даже, в частности, в том числе и др.

Ж. Все во дворе знали королевича Елисея, или Сашку Елисеева.

 

1Г; 2 В,Д; 3А; 4Б; 5Е,Ж.

III Закрепление пунктограммы (5 мин.)

Найди «лишнее» предложение, обоснуй свой выбор (знаки препинания не расставлены!)

  1. В 1698 году Петр I узнал о найденных в Сибири у реки Китат серебряных рудах и дал предписание Томскому воеводе «содействовать со всяческим прилежанием и усердным радением рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии».
  2. В 1721 году казачий сын Михайло Волков обнаружил на берегу реки Томь «горелую гору» став первооткрывателем кузнецких углей.
  3. В начале XIX века   заводы Демидова в том числе Колыванско-Воскресенские с прилегающими к ним недрами перешли в собственность императорской фамилии.
  4. Сегодня по экономическому потенциалу Кемеровская область или Кузбасс крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации.

IV Конструирование предложений с уточняющими членами (10 мин.)

- 2013 год юбилейный не только для Кузбасса, но и для моего родного города. В июле Новокузнецк будет отмечать свой трёхсотдевяностопятый юбилей. Мне бы очень хотелось, чтобы вы побольше узнали о моём городе.

Предлагаю сделать это необычным способом. Давайте создадим таблицу-подсказку об обособлении уточняющих членов. Как вы думаете, она будет востребована? Кем? Так как времени у нас немного, теоретическую часть я подготовила, а вы  дополните её примерами предложений, составленных по информации, представленной на календариках.

Условия обособления

 уточняющих членов предложения

Примеры

Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь.

 

Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно при помощи слов: там, оттуда, везде и др. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими.

 Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району.

 

 Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер.

 

 Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст.

 

 

 Любые члены предложения могут присоединяться с помощью союзов то есть, или (= то есть), иначе, именно и др., а также словами особенно, даже, в частности, в том числе и др.

 

 

V Проверочная работа (5 мин.)

- Недавно вместе со своими учениками я познакомилась с творчеством кузбасской поэтессы Зои Ивановны Сосниной. Она родилась в Киргизии, но с 60-х годов жительница нашей области. Долгое время Зоя Ивановна работала учителем физики и математики, а сегодня она признанный поэт, член Союза писателей России.  Предлагаю и вам окунуться в мир её поэзии. Но вы будете не только читать отрывки из стихотворений поэтессы, но и проверять, насколько усвоена вами тема «Обособление уточняющих членов предложения». Перед вами 10 стихотворных фрагментов, в которых не расставлены знаки препинания. Укажите номера тех, в которых, по- вашему, употреблены уточняющие члены.

1. Услышат ли потомки наши

     Тебя певца земли родной?

                       («Соловей и прогресс»)

2. Влетает жигулёнок прямо в осень

    По новенькой с иголочки дороге

    По коридору меж берёз и сосен.

                       («Осень гениев»)

         3. В другом краю далёком сердцу милом

              Я помню речку.

                         («Отрадно мне, покинув душный город…»)

4. Друг во взлёте моём для себя разглядел

    Униженье беду и несчастье.

                                 («Кто сказал, что друзья познаются в беде?..»

  1. Я рано просыпаюсь на заре

Рассвет встречать влюблёнными глазами.

          («Пишется!»)

  1. Ещё в сражении с зимою

Неся с собой любовь мечту

Лиловой кандыка стрелою

Весна рванулась в высоту.

               («Ещё студёными ночами…»)

  1. А внизу меж таёжных завалов

У подножья осин и берёз

Племя юное путь пробивает

Под капель материнскую слёз.

           («Отбушуют метели и вьюги…»

  1. Мальчик, спокойный и умный

Тихий отличник больной

В школе начальной не шумной

В детстве учился со мной.

              («Ненаписанная книга»)

  1. Маленький автобус на изломе дня

Дребезжа на кочках повезёт меня

Мимо шпилей ёлок и шатров осин.

                      («Грибы»)

  1.  Вдали от всех на косогоре

Поставил человек избу.

              («Диоген»)

 

Самопроверка!

2, 3, 5, 7, 10

 

5 правильных ответов – 5

4 – 4

3 – 3

Менее трёх – нужно разбираться!

VI Рефлексия

- Как вы считаете, сможете ли после сегодняшнего урока рассказать о Кузбассе, или любом городе Кемеровской области, используя предложения с обособленными уточняющими членами?

 

VII Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру о Кузбассе или любом его городе. Используйте в своём сочинении предложения с уточняющими членами!

 

 


 

 

 

Рабочий лист

 

учени__   8 класса _    ________________________________________________

 

_______________________________________________________________

 

Соберите рассыпавшееся предложение: отмечался, 2013 года, Кемеровской области, недавно, в январе, юбилей.

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Найди «лишнее» предложение, обоснуй свой выбор (знаки препинания не расставлены!)

  1. В 1698 году Петр I узнал о найденных в Сибири у реки Китат серебряных рудах и дал предписание Томскому воеводе «содействовать со всяческим прилежанием и усердным радением рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии».

 

 

  1. В 1721 году казачий сын Михайло Волков обнаружил на берегу реки Томь «горелую гору» став первооткрывателем кузнецких углей.

 

 

  1. В начале XIX века   заводы Демидова в том числе Колыванско-Воскресенские с прилегающими к ним недрами перешли в собственность императорской фамилии.

 

 

  1. Сегодня по экономическому потенциалу Кемеровская область или Кузбасс крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации.

 

Проверочная работа (по фрагментам стихотворений З.И. Сосниной)

Укажите номера тех предложений, в которых, по-вашему, употреблены уточняющие члены. Имейте в виду, что знаки препинания не расставлены!

  1.  

Услышат ли потомки наши

Тебя певца земли родной? («Соловей и прогресс»)

 

  1.  

Влетает жигулёнок прямо в осень

По новенькой с иголочки дороге

По коридору меж берёз и сосен. («Осень гениев»)

 

  1.  

В другом краю далёком сердцу милом

Я помню речку. («Отрадно мне, покинув душный город…»)

 

  1.  

Друг во взлёте моём для себя разглядел

Униженье беду и несчастье. («Кто сказал, что друзья познаются в беде?..»)

 

  1.  

Я рано просыпаюсь на заре

Рассвет встречать влюблёнными глазами. («Пишется!»)

 

  1.  

Ещё в сражении с зимою

Неся с собой любовь мечту

Лиловой кандыка стрелою

Весна рванулась в высоту. («Ещё студёными ночами…»)

 

  1.  

А внизу меж таёжных завалов

У подножья осин и берёз

Племя юное путь пробивает

Под капель материнскую слёз. («Отбушуют метели и вьюги…»)

 

  1.  

Мальчик спокойный и умный

Тихий отличник больной

В школе начальной не шумной

В детстве учился со мной. («Ненаписанная книга»)

 

  1.  

Маленький автобус на изломе дня

Дребезжа на кочках повезёт меня

Мимо шпилей ёлок и шатров осин. («Грибы»)

 

  1.  

Вдали от всех на косогоре

Поставил человек избу. («Диоген»)

 

 

строка ответов

Дополните таблицу – подсказку  примерами предложений, составленных по информации о Новокузнецке, представленной на календариках (слайде). Можно обмениваться календарями!

 

 

Условия обособления

 уточняющих членов предложения

Примеры

Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь.

 

 

Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределенно при помощи слов: там, оттуда, везде и др. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими.

 Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности по отношению к более широкому району.

 

 Обстоятельства образа действия уточняются, так как несут дополнительную информацию об образе совершения действия, причем эта информация имеет более конкретный характер.

 

 Определения обособляются, если имеют смысл более конкретный, чем уточняемое определение (согласованное), которое выражает признак в его общем виде. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст.

 

 

Любые члены предложения могут присоединяться с помощью союзов то есть, или (= то есть), иначе, именно и др., а также словами особенно, даже, в частности, в том числе и др.

 

 

 

Информационно-образовательные ресурсы