Данный урок один из завершающих в теме: «Россия в первой половине XIX века». Преподавание предмета ведется по УМК Данилов А.А. Косулина Л.Г. (учебник «История России XIX век» и рабочая тетрадь).
Цель урока: Создание условий для расширения и обогащения знаний учащихся в области культуры России первой половины XIX века.
Задачи:
- Образовательные: показать на конкретных примерах, что первая половина XIX в. вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры.
- Развивающие: создать условий для развития ключевых компетенций.
- Воспитательные: создать условия для формирования у учащихся представлений о русской художественной культуре первой половины XIX века, системе ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитания гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России и мира;
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проектный с применение технологий РКМ
Приемы РКМ: Таблица «З-У-Х», «Кластер», «Верю-не верю», «Письмо с дырками»
Форма работы: фронтальная и групповая
Оборудование: дидактический материал, слайд-презентация.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учителя.
I. Мотивация.
Фронтальная работа.
Выход на тему совместно с учащимися
Посмотрите на слайд, вы видите облако слов. Предположите, какую тему мы сегодня будем изучать.
Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.
Актуализация знаний учащихся.
-Что вы знаете о России в первой половине XIXвека?
Совместное целеполагание.
- Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать о художественной культуре России первой половине XIXвека?
(По ходу вопросов учащихся заполняют второй столбик таблицы З-У-Х – «Хочу узнать»).
План урока.
Я предлагаю вам вновь обратиться к «Облаку слов», какую информацию мы можем еще извлечь? Как мы можем достичь цели? Что мы можем сделать, чтобы ответить на вопрос?
По какому плану вы предлагаете сегодня познакомиться с художественной культурой п.п. 19 века? Учитель на доске фиксирует элементы плана в виде ментальной карты:
II. Осмысление. Получение новой информации по теме и осмысление ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Работа в группах. Работая по плану, составленному вами, каждая из групп будет работать по одному из пунктов. Задание для групп:
- группа: Статисты. Рассказать о литературе в цифрах: «Цифровой формат».
- группа: Искусствоведы. Изучить информацию и подготовить электронную экскурсию: «Ах, вернисаж, ах, вернисаж…»
- группа: Архитекторы. Изучить информацию и создать макет-аппликацию: «Собирательный образ архитектуры первой половины 19 века»
- группа: Музыка – Продюсеры (пиарщики). Изучить информацию и подготовить 10 лучших произведений – Хит парад.
- группа: Театр - Журналисты. Изучить информацию и рассказать о новинках театрального мира. Афиша.
Обратите внимание на критерии работы. И не забудьте оценить работу каждого в группе.
Презентация продукта.
Соотнесение новой информации с собственными знаниями
Самостоятельная работа.
Используется приём «Верю - не верю» для активизации деятельности учащихся.
- Я предлагаю вам несколько утверждений по теме «Художественная культура п.п. 19 века», а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы.
1. Господствующим направлением в искусстве оставался классицизм.
2. «История государства Российского» была написана А.С. Пушкиным
3. Петровский театр был разделен на Большой и Малый.
4. Музыка не испытала на себе влияние героического 1812г.
5. Художники не проявляли интереса к личности простого человека
6. В архитектуре господствовал стиль ампир.
- Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы думаете почему?
- Попытаемся добыть эти знания. Заполните самостоятельно вторую колонку таблицы. Оцените себя сами. - Кто не сделал ни одной ошибки…Сделайте вывод: Что было главной особенностью художественной культуры XIX века?
Использование приёма «Письмо с дырками» для определения уровня усвоения полученных знаний.
Фронтальная работа
Впишите недостающие слова в тест слайда
Первая половина XIX века вошла в историю как начало « _________ века» русской художественной культуры. Ее отличали стремительная смена ____________ ____________ и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства. Все это делало художественную культуру России ______________ и многозвучной, и вело к возрастанию ее ___________ на жизнь не только просвещенных слоев общества, но и миллионов ____________людей.
Похвалить тех, кто активно и правильно поработал.
III. Рефлексия. Целостное осмысление, присвоение и обобщение новой информации. Обмен мнениями о новой информации
Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице З-У-Х и ответим на вопрос:
- Что вы узнали сегодня на уроке о Художественной культуре России п.п. XIX века?
-Что показалось интересным? Какие остались вопросы?
-На интересующие вас вопросы, ответы можете найти в Интернете, энциклопедиях.
Мотивация к дальнейшему изучению темы «новый вызов». Домашнее задание. Подготовьтесь к проверочному тесту, тест будет включать иллюстративный материал. Прочитайте параграф 17.
Оценка собственного отношения к изучаемому материалу.
Прикрепите к нотному стану смайлик с нужной эмоцией, которая у вас осталась при окончании урока.