Версия для слабовидящих
13
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Приемная директора : 8 (3843) 61-01-31
Учебная часть (завучи) : 8 (3843) 61-90-88
Электронная почта: trizschool-13@yandex.ru

Последние новости школы

Опрос

Школьная форма: Вы за или против?

Мастер-класс. Составление географического коллажа. Варес Л.М.


Цель: Создание условий для повышения квалификации педагогов по проблеме «Формирование проектных компетенций».

  1. 1.     Вступительное слово

В рамках сквозной образовательной  программы по формированию проектных компетенций я,  как учитель географии,  проанализировала весь учебно-методический  комплекс по предмету. Этот анализ показал, что многие уроки могут быть проведены с использованием проектной деятельности либо организованы в форме проекта. Темы проектов указаны в модели сквозной образовательной программы.  Я хочу остановиться на одной из интересных форм  работы над проектной компетенцией – коллажем.

Слово « коллаж» (collage) французского происхождения и буквально означает «наклеивание». Коллаж – это изображение, построенное из кусочков других изображений для раскрытия образа территории.

Коллаж в настоящее время чрезвычайно широко используется в издательском  и рекламном бизнесе в оформлении обложек книг и журналов, в создании рекламных плакатов  и листовок.  В образовании имеет ряд преимуществ перед другими формами работы:

  • Коллаж помогает преодолеть скуку и усталость от огромного объема писанины, которой обременен сегодняшний школьник.
  • Здесь нет одного единственно правильного ответа, как это обычно бывает при письменных формах работы.
  • При работе с коллажем каждый будет прав! Будет не пагубная конкуренция за шанс ответить первым, а дополнение ответов друг друга, взаимопомощь и сотрудничество!
  • Техника создания коллажа проста, что создает ситуацию успеха для ученика вне зависимости от уровня его  способностей. Любой учащийся может с легкостью изготовить отличный коллаж при помощи старых журналов, бесплатных рекламных буклетов, ножниц  и клея. Если учащиеся хорошо рисуют, они могут дорисовать от руки или даже нарисовать все целиком. На стыке предметов география – информатика можно создавать географические коллажи на компьютере, совершенствуя одновременно и географические знания и навыки работы с графическими редакторами Adobe  и Corel   и их библиотеками.
  • Коллаж способствует развитию комбинаторного и пространственного мышления, художественного вкуса и т.п.

 

Данный вид работы полезен в плане определения тематического поля, формирования целеполагания, планирования, работы с текстом, а также оформления и представления (презентации) полученного продукта.

Рассмотрим это на конкретном примере.

Перед изучением темы я мотивирую учеников, что в процессе совместной деятельности мы должны составить отчет  о  заочном  путешествии. При этом они самостоятельно определяют тематическое поле проекта: это может быть выбор страны, региона, природной зоны. При изучении природных зон России возможными темами могут быть: «Природный ералаш» (об уссурийской тайге), «Чуткая субарктика», «Безмолвная Арктика», «Степь да степь кругом…», «Растения и животные тайги». Для повышения познавательного интереса кроме текста учебника детям была предоставлена возможность обратиться к интернет-ресурсам, энциклопедиям и др.  После этого возник вопрос: Как можно представить полученную информацию. Это могли быть газета, альманах, стенд, слайд-презентация, фотоальбом и т.д., в которых нашли бы отражения природа, достопримечательности, люди, их занятия…. А я познакомила учеников с коллажем.

Алгоритм создания коллажа:

  1. Создание контура территории путем сканирования, копирования, поиска в интернете или электронных пособиях.
  2. Подбор иллюстраций из ЦОР, старых журналов, ненужных рекламных брошюрок.
  3. Нанесение иллюстраций внутрь контура или по окраинам контура.
  4. Подсчет количества объектов, перечисление их.
  5. Более сложный уровень ответа: оставление небольшого рассказа о стране по найденным иллюстрациям и теоретическому материалу.       2. Самостоятельная проектная работа:
  6. Перед вами собранный материал по стране. Для одной группы по Японии, для другой – по Австралии.  Подумайте, какие объекты вы выберите для создания образа страны (коллажа). Разместите их согласно вашему видению внутрь контура. Наклейте на бумагу весь отобранный материал.
  7. Подсчитайте количество объектов, перечислите их.
  8. Составьте небольшой рассказ о стране по вашим иллюстрациям, используя найденный теоретический материал.

                      3.Презентация проектов

                      4. Рефлексия

Коллажи можно применять на всех этапах работы с учебным материалом. На этапе  закрепления изученного можно предложить сгруппировать по заданному признаку, т.е.  провести классификацию. Можно предложить назвать объекты, типичные для территории, не изображенные на коллаже. На этапе применения (и повторения) можно предложить учащимся самостоятельно изготовить коллаж на заданную тему. Чем более высокого ранга выбрана территория,  тем больше ее площадь, тем коллаж сделать легче. По части света легче, чем по субрегиону, а по субрегиону легче, чем по стране, а по стране легче, чем по области или городу.  Демократичен коллаж и по форме работы с ним – задание каждого из этапов может быть, как классным, так и домашним (например, задание на маленькие каникулы). Выполнять его в классе можно индивидуально, в парах или группе. Форма выполнения диктует задаваемый размер коллажа. Делаешь в одиночку – достаточно формата А5 – А4, создаёте вдвоём – тогда размер А3, ну а если будете творить командой в 5 – 7 человек, то А1. Кстати, после можно не только устроить выставку коллажей учеников одной параллели, не только вручить призы «жюри» и «зрительских симпатий», но и использовать лучшие работы на следующий год как пособие.

Коллажи можно делать не просто на бумаге, но и на картах, например, на старую карту можно наклеивать этикетки от разных товаров (продуктов) и получить карту специализации района или страны.

Главное в коллаже – это его содержание. Именно содержание определяет выбор конкретной техники и компановку. 

Информационно-образовательные ресурсы