Версия для слабовидящих
13
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Приемная директора : 8 (3843) 61-01-31
Учебная часть (завучи) : 8 (3843) 61-90-88
Электронная почта: trizschool-13@yandex.ru

Последние новости школы

Опрос

Сколько классов Вы собираетесь заканчивать?

Твой правильный выбор. Урок- проект. Марыгина Е. А.


Проблема:  газированные безалкогольные напитки отрицательно влияют на здоровье человека.

Гипотеза: действительно ли газированные напитки оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека.

Цель: Выяснить отрицательное влияние газированных напитков на организм человека.

Задачи: 

  • Ø изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
  • Ø провести анкетирование учащихся с целью выявления потребления газированных напитков;
  • Ø проанализировать информацию о составе напитков, содержащуюся на этикетках;
  • Ø выявить степень опасности влияния веществ, содержащихся в газированной, на здоровье человека, используя литературные источники;
  • Ø сделать выводы о влиянии газированной на здоровье человека.
  • Ø предложить практические рекомендации по решению данной проблемы;
  • Ø разработать буклет по теме,  который  в дальнейшем может быть использован для  проведения классных часов, родительских собраний, распространения среди обучающихся школы.

  

Задание 1. Проведение анкетирования учащихся с целью выявления потребления газированных напитков.

 

Социологический опрос «Отношение обучающихся 10 А класса  к сладким газированным напиткам».

Анкета опроса.

1. Любишь ли ты сладкую «газировку»?

            а) да                б) нет             в) не очень

2. Воду какой марки вы больше всего любите?

 

а) Кока-Кола

б) Колокольчик

в) Фруктайм

г) Дюшес

д) Лимонад

е) Фанта

ж) Другие

 

3. Как часто ты пьёшь сладкую «газировку»?

а) каждый день или чаще

б) каждую неделю 

в)  несколько раз в месяц

г)  летом  чаще, чем зимой

д) по праздникам

4.Если  у тебя  жажда, чем ты её утоляешь?

а) сладкой газированной водой 

б)  питьевой водой  

в) другое

5. Как ты считаешь, сладкая «газировка»?

а) полезная                б) вредна для организма                 в) не полезная  и не вредная

6. Говорили ли тебе о вреде  сладкой «газировки»?

а) иногда                   б) никогда                 в) часто

 

 

Задание 2.

Определить плюсы и минусы сладкой газированной воды (устно).

польза

вред

 

 

Учитель использует вырезанные фигурки белого и черного цвета: «польза» и «вред» соответственно.

Задание 3. Проанализировать информацию о составе напитков, содержащуюся на этикетках; выявить степень опасности влияния веществ, содержащихся в газированной, на здоровье человека, используя литературные источники; сделать выводы о влиянии газированной на здоровье человека.

 

«Газированная вода - польза или вред?»

Газированные напитки – это напитки, насыщенные углекислым газом, отличающиеся своеобразным приятным вкусом, освежающими свойствами и игристостью.

Химический состав газированной воды.

  1. 1.     Вода.
  2. 2.     Углекислый газ. Встречается и под другими названиями: СО2, двуокись углерода, диоксид углерода, бикарбонат.
  3. 3.     Лимонная кислота, яблочная, реже ортофосфорная кислота. Иногда вместо названия кислоты пишут цифровой код. Кислота лимонная - Е330, ортофосфорная - Е338.
  4. 4.     Самый опасный ингредиент – сахар. Сахар - это чистый углевод. Его концентрация в газировке очень высока. (От 5,5 до 8 кусочков на 330 граммов воды)

                    Иногда вместо сахара используют подсластители.

                     Самый известный подсластитель - аспартам (нутрасвит). 

  1. 5.     Другие добавки.

Таблица 1.

Влияние компонентов газировки на организм человека

Компонент

Влияние на организм

Болезни

Углекислый газ

Сам по себе углекислый газ не вреден, но он вызывает отрыжку, вздутие живота, газы. Это касается людей, имеющих заболевания ЖКТ (желудочно – кишечного тракта).

Пузырьки газа  раздражают слизистую, вызывают обострение воспалительных процессов.

  • Гастрит
  • Язвенная болезнь
  • Колит
  • Гепатит
  • Панкреатит
  • Другие

Сахар

Появляется избыточный вес. Негативно влияет на функционирование поджелудочной железы и эндокринной системы человека, может вызвать  ожирение у детей и взрослых, сахарный диабет и атеросклероз.

  • Ожирение
  • Диабет

Кислота

Растворяет не только железо, но и зубы, кости, провоцирует метеоризм - обильное выделение газов, повышает кислотность желудочного сока.

  • Кариес
  • Ломкость костей
  • Язва
  • Гастрит

Кофеин

(в дорогих напитках)

Оказывает вредное влияние на развитие мозга, дети более беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей, нарушается способность  концентрировать внимание.

Способствует истощению нервной системы, сопровождающейся головными болями, усталостью, повышает нагрузку на сердце.

 

  • Дистония
  • Увеличивается потеря кальция с мочой
  • Кариес
  • Переломы

Подсластители «Аспартам»

«Ацесульфам калия

Вызывает головную боль, ухудшает работу сердца

  • Головная боль
  • Болезни сердца

Красители (крситель  «желтый-5»,

краситель красный, кармин); ароматизаторы.

 

Дают нагрузку на печень, приводят к различным аллергическим реакциям – от насморка и сыпи до бронхиальной астмы, разрушают эмаль зубов, что приводит к кариесу.

  • Бронхиальная астма
  • Крапивница
  • Ринит
  • Другие

Консерванты лимонная или ортофосфорная кислота, а также бензоат натрия (Е211).

Лимонная кислота -  воздействует на эмаль зубов. Более опасная – фосфорная кислота, способная вымывать кальций из костей, что опасно развитием остеопороза. Бензоат натрия (Е211)  может повредить ДНК человека.

 

Кроме этого, слишком большое употребление газировки способствует развитию гиперактивности детей.

Таблица №2

Таблица буквенно-цифровых кодов пищевых добавок

 

Международные коды потенциально вредных пищевых добавок

Воздействие на организм человека

Е: 151, 343, 626 - 635

Вызывают кишечные расстройства

Е: 154, 250, 251

Влияет на артериальное давление

Е: 233, 310, 311, 312, 907

Вызывает сыпь

Е: 131, 142, 153, 210-216, 219, 230, 240, 249, 259, 280-283, 330, 954

Проявляет канцерогенную активность

Е: 338- 341, 450-454, 461-463, 465, 466

Вызывает расстройство желудка

Е: 320, 321

Повышает уровень холестерина

Е: 104,110,122,141,150,171,173,241, 447

Токсичное действие не подтверждено, но вероятно

Е: 102,120, 124,127, 1296, 155, 180, 201, 220, 222-224, 228, 233, 242, 270 (опасна для детей), 400-405, 501-503, 620, 636, 637

Опасны по ряду причин

Е: 123, 510, 513, 527

Очень опасны по ряду причин

Е: 151, 160, 231, 232, 239, 951, 1105

Вызывает кожные заболевания

Е: 103, 105, 111,121, 123,125, 126,130,152,952

Запрещены к применению

 

Состав газированных напитков

Признаки сравнения

Газированная вода (с указанием производителя)

 

1.Наличие знака соответствия Российскому стандарту (РСТ)

 

2. Наличие ГОСТа или ТУ (технические условия) на этикетке

 

3.Наличие пищевых добавок:

А) ароматизаторы

 

Б) подсластители

 

 

В) красители

 

Г) консерванты

 

Д) пищевые кислоты

 

Е) стабилизаторы

 

 

Задание 4. Предложить практические рекомендации по решению данной проблемы; разработать буклет по теме,  который  в дальнейшем может быть использован для  проведения классных часов, родительских собраний,  распространения среди обучающихся школы. Представить результаты.

 

Примерные выводы:

  1. Сладкие газированные напитки не утоляют жажду, хотя мы покупаем их именно для этого.
    1. Химический состав напитков оказывает губительное действие на здоровье: разрушаются зубы, становятся хрупкими кости,  может возникнуть ожирение, аллергия, заболевания желудка, кофеиновая зависимость по типу наркотической.
  1. Для утоления жажды лучше использовать морсы, минеральную воду, очищенную питьевую воду.
  2. Пейте газировку лишь в особых случаях, а не каждый день.
  3. Не держите дома газированные напитки.
  4. Считайте газировку лакомством, которое можно получить по случаю какого-то праздника.       
  5. Особенно вредны напитки желтого и оранжевого цвета. Если все же вы решили купить воду, то выбирайте бесцветную, без красителей. (Например, вместо желто-ядовитых «Фанты» и «Миринды» лучше купите «Спрайт» или «7Ап»).
  6. Если пьете газировку, то лучше выпускать газы.
  7. Если хотите сберечь зубы, то пейте через трубочку.  
  8. Перед покупкой не поленитесь – изучите этикетку. Отдайте предпочтение напиткам, изготовленным на натуральной основе.     
  9. Газировка не утоляет жажду. Чем больше ее пьешь, тем больше хочется.

  

Рекомендации  по  выполнению   буклета

 

1. Определите  цель  буклета (для  кого он  предназначен, т.к. это повлияет

на содержание  и  дизайн  буклета).

 

2. Правильно  составленный  буклет   должен  включать  в  себя   три 

основных  блока: визуальный  ряд, информативный  материал и контактную 

информацию.

 

3. В буклете  не должно  быть  лишней  информации . Информация 

изложенная доступно  воспринимается  лучше. Особое  внимание  уделяется 

контактной  информации.

 

4.В качестве  ключевых  точек  используйте   броские  заголовки. Длинные 

тексты  не  вызывают  интереса.

 

5. Для  разработки  дизайна  буклета  необходимы  следующие  элементы:

графические   материалы, слайды, фотографии, схемы, рисунки.

Не  перегружайте  буклет лишними элементами, т.к. все, что  отвлекает, 

снижает  эффективность  буклета,  но  и  не старайтесь  свести  дизайн 

к  минимуму, т.к. он будет  неинтересным.

  

Критерии оценивания информационного буклета 

           

Максимальное количество баллов

Самооценка
группы

Оценка
учителя

Оценка других учителей

Содержание

 

 

 

 

 

Отражены цели исследований и выводы

10

 

 

 

Содержание соответствует теме

15

 

 

 

Тема раскрыта достаточно полно

20

 

 

 

Корректность текста

 

 

 

 

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

5

 

 

 

Краткость, точность, законченность информации.

5

 

 

 

Достоверность информации, подтвержденная источниками

5

 

 

 

Дизайн

 

 

 

 

Оформление презентации логично, эстетично

10

 

 

 

Текст легко читается, фон сочетается текстом
и вставленными рисунками и фотографиями

5

 

 

 

Качество вставленных рисунков и фотографий

5

 

 

 

Графические объекты – привлекательны, интересны

5

 

 

 

Дизайн не противоречит содержанию

5

 

 

 

Фон сочетается с текстом.

5

 

 

 

Соблюдение авторских прав

5

 

 

 

Общее количество баллов

100

 

 

 

 

Задание индивидуальное: работа с Интернет-ресурсами по теме «Из истории газированной воды»

Из истории газированной воды

Давным – давно это заметили люди, купаясь в источниках минералки. Но только в XVII веке кто–то предприимчивый догадался разливать воду в бутылки и продавать их в городах. В это же время появились и первые сладкие напитки, еще не газированные: в Париже «Компания лимонадиеров» продавала подслащенную медом лимонную воду. Ее в больших емкостях разносили на спине торговцы.

В XVIII веке ученые поняли, что вызывает появление пузырей. И в 1772 году английский химик Джозеф Пристли придумал, как сотворить из обычной воды газированную. Это удалось ему после экспериментов с газом, выделяющимся при брожении в чанах пивоваренного завода. На коллегии физиков в Лондоне он представил первый в мире газированный аппарат.

В Америке содовую воду с травяными добавками продавали в аптеках.

В России производство газировки началось в начале XIX века в           пригороде Санкт-Петербурга. Знаменитый кондитер Излер выпускал содовую      воду, которая имела солоноватый вкус и не имела лечебных свойств.

С тех времен газировка мало в чем изменилась. В этом напитке             встречаются три состояния веществ: жидкая вода, летучий углекислый газ и        твердый сахар.

Виды газировки:

  • «Айрн-Брю» - родом из Шотландии.
  • «Байкал» – Россия (напоминает кока-колу).
  • «Буратино», «Дюшес», «Лимонад», «Ситро» – созданы в СССР десятки лет назад путем подбора сочетания сахара, лимонной кислоты и ароматизаторов.
  • «Кока-кола»- придумана 8 мая 1886 года фармацевтом Джоном Пембертоном из Атланты. 
  • «Маунтин дбю» - «горная роса» из Америки.
  • «Пепси-кола». Фармацевт Калеб Брэдхем из Северной Каролины соединил газировку, ваниль, сахар, масла, пепсин и экстрат орехов колы в 1898 году. Сначала он назвал этот напиток «Напитком Брэда», а в 1903 году – «Пепси-колой».
  • «7 Ап». Изобретен Чарльзом Григом в октябре 1929 года.
  • «Спрайт» - «фея», «эльф». Появился на рынке 1 февраля 1961года.
  • «Тархун» - напиток с добавлением экстрата азиатского экстрагона.
  • «Фанта» появилась в Германии в 1940 году и в США в 1958 году. Самый популярный вкус – апельсиновый. Но существуют и другие вкусы – банановый, персиковый, киви, личи, грейпфруктовый, арбузный.

 

Задание 5: Учащиеся выполняют рефлексивный тест. Листочки могут не подписывать, в случае соглашения с утверждением ставят около него знак “+”.

Рефлексивный тест.

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над, чем подумать.
  4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы, я получил (а) ответы.
  5. На уроке я поработал (а) добросовестно и цели урока достиг (а).

 

Состав газированных напитков

Признаки сравнения

Газированная вода

Буратино

Coca-Cola

Fanta с апельсиновым соком

1.Наличие знака соответствия Российскому стандарту (РСТ)

Знак есть.

Знак есть.

Знак есть.

2. Наличие ГОСТа или ТУ на этикетке

ГОСТ 28188-89

Указан только ТУ 9185-437-00008064-2000

Указан только ТУ 9185-010-40227765-03

3.Наличие пищевых добавок:

А) ароматизаторы

 

 

Ароматическая основа «Буратино» OL 12401

 

 

Натуральные ароматизаторы, кофеин.

 

Натуральные и идентичные натуральным

Б) подсластители

 

«Мегасвит 200»

Не указаны, используется сахар.

Сахаринат натрия (Е 954)

В) красители

Пищевой колер карамельный 15754

Сахарный колер (карамель (Е 150b))

Желтый солнечный закат (Е 110)

Г) консерванты

Бензоат натрия (Е211)

Не указан

Бензоат натрия (Е211)

Д) пищевые кислоты

Лимонная кислота (Е 330) в качестве регулятора кислотности

Ортофосфорная кислота в качестве регулятора кислотности

Лимонная кислота (Е 330) в качестве регулятора кислотности и аскорбиновая кислота, в качестве антиоксиданта.

Е) стабилизаторы

Не указаны

Не указаны

Гуммиарабик, изо- бутират ацетат сахарозы.

Информационно-образовательные ресурсы