Бережливая образовательная организация
В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь.Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях –это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами. Следовательно, бережливые технологии применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
- организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
- разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс;
- организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
- улучшить материально-техническую базу;
- внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
- развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
- развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
- внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему.
Наиболее распространенные в образовательных организациях инструменты бережливого производства такие как:
- стандартизация;
- организация рабочего пространства (5S);
- визуализация;
- канбан (доска задач).
Документы
1. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь
2. ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
3. ГОСТ Р 56407-2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты
4. ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
5. ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
6. ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
7. ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
8. ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
9. ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
10. ГОСТ Р 57523-2017 Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала
11. ГОСТ Р 57522-2017 Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства
13. Приказ КОиН Администрации г.Новокузнецка 11.11.2020 №1253 «О создании рабочей группы»
14. Приказ КОиН Администрации г.Новокузнецка 22.12.2020 №1398 «Об организации работы по реализации проектов бережливого производства в образовательных организациях города Новокузнецка»
15. Внутренние локальные акты.
Лист проблем
№ п/п |
Наименование проблемы |
Дата написания |
Статус |
ФИО исполнителя |
Дата решения
|
Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист предложений
№ п/п |
Наименование предложения |
Дата написания |
Статус
|
ФИО
исполнителя |
Дата решения
|
Примечания
|
|
||||||
|
|
|
|
|
Обучение
Проекты
- Паспорт лин-проекта «Оптимизация процессов сбора и хранения текущего документооборота школы»
- Презентация лин-проекта «Оптимизация процессов сбора и хранения текущего документооборота школы»
- Паспорт лин-проект "Оптимизация библиотечно-информационного центра в рамках внедрения бережливых технологий"
- Презентация лин-проекта "Оптимизация библиотечно-информационного центра в рамках внедрения бережливых технологий"
Новости
Полезные материалы
- Методические рекомендации по внедрению бережливых технологий
- Основы формирования культуры бережливого управления
- Инструменты бережливого управления (5С)
- Фабрика процессов
- Картирование
- Потери. Виды потерь.
- Основы бережливого управления в образовательной организации дополнительного профессионального образования
- Портфель проектов "Бережливое образование"
- РОСАТОМ: Пособие
- QR коды
- Методические рекомендаций по проведению картирования процессов
Литература
- Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда (образование): сборник материалов форумы (Белгород, 28 ноября 2018 г.) / под науч. ред. Л.А. Зимаковой
- СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА. Материалы очно-заочной Региональной научно-практической конференции
- СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА. Материалы очно-заочной Региональной научно-практической конференции
- Методические материалы для площадки «Карьера» Международного молодежного лагеря «Байкал 2020» «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
- Руководство по бережливому производству. Рон Перейра
- Научная организация труда персонала. Т.И.Леженкина
- Бережливое управление бережливым производством. Д.Манн
- Инструменты бережливого производства. Майкл Вейдер
- Инструменты бережливого производства II. Карманное руководство по практике применения LEAN. Майкл Вейдер